Личный опыт: мастерская кастомной мебели Stameska
Евгений Назаров и Евгений Богородицкий, создатели мастерской Stameska, которая началась с небольшого производства в дореволюционном подвале, рассказывают о том, почему процесс совершенствования бизнеса бесконечен и как учиться на своих ошибках.
Stanley Park, Vancouver
It is a 405-hectare public park that borders the downtown of Vancouver in British Columbia, Canada and is almost entirely surrounded by waters of Vancouver Harbour and English Bay.
Sahalie Falls, US
After the South Fork confluence, the main stem of the McKenzie River continues west through a narrow valley in the mountains, receiving the Blue River from the north at the community of Blue River.
Left
Right
О старте
В первый год мы вкладывали в бизнес личные деньги. Эти вложения были по сути паем участника предприятия, от которого зависела доля прибыли при распределении дохода. Немного позже, опьяненные идеей новой жизни, уволились с рутинных работ и отдали себя любимому делу. Технические возможности росли, количество инструмента и станков увеличивалось. Метод паевых вложений сработал безотказно: чем больше мы покупали станков и инструментов в общий цех, тем больше зарабатывали лично. Первые заказчики — друзья и родственники, которые узнавали о нашем новом увлечении.

Вскоре производство перестало умещаться в любимом подвале и мы переехали в просторное производственное помещение на бывшем НИИДАР с огромными окнами, невысокой ставкой и стабильным электричеством. Тогда же мы взяли кредит на покупку нескольких по-настоящему тяжелых станков, чтобы цех работал в полную силу. Наняли первых работников, с которыми стояли бок о бок у верстака.
Мастерскую мы открыли в 2013 году. Тогда мы вместе ходили в Школу краснодеревщиков Всеволода Полтавцева, где уже обсуждали совместное столярное производство.

Первую мастерскую разместили в подвале дореволюционного наполовину сгоревшего здания рядом с Саввинской набережной. Тогда это был хобби-проект, где мы в свободное от офисной работы время практиковались в столярном деле. Уже через полгода мастерская стала получать коммерческие заказы.
О команде
Сейчас в мастерской работают десять постоянных сотрудников и столько же фрилансеров, среди которых есть дизайнеры, проектировщики и конструкторы. С клиентами мы работаем лично, потому что пока не нашли человека, который был бы достаточно дипломатичен, понимал технические аспекты и обладал высоким оперативным IQ. Таким образом, мы и PR-отдел привлекаем в компанию деньги в виде заказов и распределяем их на нужды производства и бренда.

Работой в цеху управляет начальник производства, который курирует деятельность мастеров-краснодеревщиков и маляров. У компании большая база проверенных мастеров, которые привлекаются на сдельную работу в случае большого объема работы.

Брендингом и стратегией продвижения занимаемся сами, в этом помогает серьезный опыт работы в маркетинге и журналистике. Но все-таки часто сил на все сразу не хватает, из-за чего страдает какая-то из сфер.
О заказчиках
У нас три категории заказчиков. Это частные лица, которые хотят заказать себе домой нестандартную мебель. Архитекторы или дизайнеры интерьеров, которые работают над проектами частных или общественных пространств, которым нужны кастомные изделия. А также институции, которым нужны собственные интерьеры или предметы искусства. Для всех изготавливаем примерно в одинаковом объеме, но чаще всего заказывают дизайнеры и архитекторы.
Об особенностях бизнеса
Есть интересный парадокс малого-среднего бизнеса: чем больше делегируешь, тем больше работы становится. И связано это не с тем, что за каждым сотрудником тянется шлейф прав и обязанностей. При грамотном построении процесса этот шлейф не ложится на плечи директоров. Парадокс в том, что чем больше работы передаешь другим, тем больше работы открывается там, куда до сих пор не заглядывал. А технический прогресс со своими темпами развития постоянно создает новые зоны внутреннего контроля, в которых компания еще ничего не контролирует.
Грубо говоря, нашел начальника производства, разбирайся
с интернет-каналами, нашел смм-менеджера, разбирайся с crm-системами, нашел специалиста по crm, производство не справляется с входящей документацией, переходим к автоматизации контроля на производстве и так далее. Процесс совершенствования бизнеса бесконечен.
O материалах
В Москве легко искать и выбирать материалы: есть любая древесина, металл или полимер. Проблемы иногда возникают с наличием европейской фурнитуры. Дело в том, что мы используем фурнитуру из Италии, Австрии и Германии, а русские дилеры боятся держать на складах все, что стоит дороже 200 евро за единицу. Заказанную позицию приходится ждать три недели.
Oб интересных заказах
Мы часто работаем с художественными фондами и галереями. От них и поступают самые необычные запросы. Для выставки в рамках молодежной биеннале делали полутораметровую саблю из металла. Эта сабля была корытом с краником, в которое поместили чайный гриб, который посетители могли попробовать. Еще делали для выставки фонда V-A-C макеты эскалаторов в разрезе.

Интересный заказ был от Института русского реалистического искусства. Мы обшивали латунью множество ниш и проемов их гардероба, а потом сделали весь бар из латуни. Работая над этим заказом, мы поняли, что в Москве мало кто умеет серьезно и в больших масштабах работать с латунью. Пришлось научиться самим.
Oб ошибках
Самые обидные наши ошибки связаны с излишним доверием заказчику. Когда мы работали без договора, на одной лишь устной договоренности и предоплате. Как показала практика, даже люди из «своей» тусовки, которые пришли по рекомендации друзей, к моменту постоплаты превращаются в беспринципных мошенников и не платят за работу. Поэтому теперь только фиксированные договорные отношения.
O планах
Мы уже научились делать предметы любой сложности — в этом специфика работы на заказ — и теперь разрабатываем собственную линейку мебели. Некоторые образцы можно увидеть на нашем сайте.
Работа на заказ — всегда новые товарные единицы, новые закупки, подрядчики и методы производства. Собственный продукт же позволяет значительно оптимизировать производственную линию и сократить издержки как на производство, так и на административную работу.

Так что через 2–3 года Stameska точно будет производить и продавать собственные предметы интерьера, не только мебель, и представлять Россию на мировой сцене промышленного дизайна.
Евгений Назаров
ВСЕ СТАТЬИ
Медиашкола «ОМ»
© 2016-2017
г. Санкт-Петербург
наб. Обводного Канала, 60 (ст.м.«Обводный канал»)
8 (812) 927-27-30